ещё
свернуть
Все статьи номера
статья 13 из 58
Не прочитано
9
Сентябрь 2016года
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК

Доступность наркотических анальгетиков: 6 направлений, в которых Правительство намерено действовать

Важное в статье

  1. Правительство России утвердило дорожную карту повышения доступности наркотических обезболивающих препаратов.
  2. План мероприятий включает 24 взаимосвязанных пункта, которые Правительство разбило на 6 групп задач.
  3. Целевой показатель программы — удовлетворить 100% потребности в наркотических и психотропных препаратах.
  4. Минздрав внесет изменения в стандарты и программы образования, чтобы улучшить качество паллиативной медпомощи.

Группа I. Расширение номенклатуры наркотических анальгетиков

В рамках этого блока задач Минздрав России совместно с Ассоциацией профессиональных участников хосписной помощи обязал до конца года разработать клинические рекомендации по лечению хронического болевого синдрома у детей и взрослых.

До сих пор проект рекомендаций не опубликован и не вынесен на обсуждение профессионального врачебного сообщества, поэтому работа далека до завершения. За 4 месяца, которые отвели Минздраву, решить эту задачу не получится.

100
процентов

потребности в наркотических и психотропных препаратах — такой результат даст выполнение дорожной карты

Остальные пункты первой группы — проработать вопросы о расширении номенклатуры, разработать и зарегистрировать новые препараты. При этом дорожная карта не указывает исследовательские центры, научные программы, источники финансирования, управленческие схемы, которые обеспечат достижение поставленных целей. Поэтому результатом действий скорее станут регулярные доклады на заседаниях Правительства, чем создание новых лекарственных средств.

Правительство понимает, что новые российские зарегистрированные препараты за 2 года получить нельзя. Поэтому дорожная карта ставит задачу проработать вопрос о внесении таких изменений в законы страны, чтобы использовать незарегистрированные наркотические и психотропные лекарственные средства. Речь идет не о марихуане, а о зарубежных брендах.

Группа II. Оптимизация расчетов потребности в препаратах

Минздрав России, департаменты и министерства здравоохранения в регионах до 1 ноября текущего года обязаны проработать вопрос о создании баз данных нуждающихся в лечении наркотическими и психотропными лекарственными препаратами. Интересный подход. В каждом регионе чиновники прорабатывают подход к базе данных. Саму базу данных при этом никто не создает. О централизованной базе на федеральном уровне речь не идет. Совместимость региональных продуктов не обсуждается. Помощь не предлагается.

Допустим, регионы в срок справились с поставленной задачей. В таком случае к 1 ноября вверх по иерархической цепочке пошли отчеты с предложениями. Базы нет, но Минздрав спускает вниз новые рекомендации, как определить расчетные нормативы потребности в наркотических средствах и психотропных веществах. Такие рекомендации ведомство обязано разработать и отправить в регионы в IV квартале 2016 г., а в I квартале следующего года разослать утвержденный норматив.

Смогут в таких условиях региональные органы здравоохранения рассчитать объективную потребность на 2017 г.? Нет. Поэтому Минпромторг, который поставили раз в полгода контролировать, насколько выбраны заказанные препараты, зафиксирует нарушения. Но это не главное. Ведомства в этой цепочке выполнят поручения, но точных данных, сколько же нужно российским пациентам лекарственных препаратов и каких, Минздрав не получит.

На заметку

Целевые показатели дорожной карты

Заявленный рост оборота наркотических и психотропных препаратов:

— число выписанных рецептов вырастет на 5% и выше в 2017 и 2018 гг.;

— количество аптек увеличится на 10% и выше в 2017 и 2018 гг.;

— количество медицинских организаций возрастет на 5% и выше в 2017 и 2018 гг.

Группа III. Повышение доступности и качества обезболивания

Первая задача — разработать методические рекомендации по обезболиванию пациентов для всех видов медицинской помощи. Она — в зоне ответственности Минздрава со сроком исполнения до конца года. С учетом, что это не первые рекомендации со сроком второе полугодие 2016 г., ведомству придется нелегко.

Росздравнадзор и региональные органы здравоохранения обязали раз в полгода проверять, насколько полно обеспечены пациенты наркотическими и психотропными препаратами. Под контролем окажутся и торговые аптечные предприятия, и больничные аптеки.

70
процентов

наркотических и психотропных препаратов используется не по назначению

Еще одна задача — контроль проведения семинаров по лечению болевого синдрома для врачей, школ для пациентов и родственников при кабинетах паллиативной медицинской помощи в поликлиниках. Этот пункт включает изучение структуры медицинского потребления наркотических и психотропных препаратов. Работа привычная для региональных министерств и департаментов здравоохранения, но теперь она под строгим контролем. В число исполнителей Правительство внесло и Росздравнадзор.

Подготовку к внедрению электронной системы назначения и выписывания наркотических и психотропных препаратов правительство начнет с января 2017 г. Для этого Минздрав, Минфин и Минкомсвязь вместе с региональными органами здравоохранения разработают механизм взаиморасчетов между уровнями госуправления. Кроме того, ведомства создадут правовую базу для перехода на электронную систему назначения и выписывания рецептов на наркотические и психотропные лекарственные препараты. Решить задачу и запустить пилотный проект в рамках создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения ведомства обязаны до конца 2018 г.

Группы IV и V. Гармонизация законодательства и декриминализация оборота

Губернаторы и главы республик лично отвечают за соответствие регионального и федерального законодательства. Контроль исполнения поручили Минздраву и Росздравнадзору. Параллельно ведомства получили поручение создать еще одни методические рекомендации — по организации оборота наркотических средств и психотропных веществ в медицинских и аптечных организациях. Срок — II квартал 2017 г. Это значит, что в первом полугодии следующего года нас ожидает шквал изменений в действующие приказы Минздрава.

Глоссарий

Паллиативная помощь направлена на то, чтобы поддерживать качество жизни пациентов с неизлечимыми, угрожающими жизни и тяжело протекающими заболеваниями

Без изменений не обойтись, потому что новые методические рекомендации разъяснят порядок назначения и выписывания рецептов на наркотические и психотропные лекарственные препараты лечащим врачом у пациента на дому и при выписывании пациента из стационара. Они пропишут порядок использования препаратов выездными бригадами скорой медицинской помощи. Кроме того, рекомендации определят требования к хранению, оформлению и учету специальных рецептурных бланков на наркотические и психотропные лекарственные препараты.

Не оставят без внимания аптечных и медицинских работников. Декриминализацию их действий Правительство вынесло отдельно в группу V. В первые полгода действия дорожной карты Минюст, МВД и Минздрав проанализируют досудебную и судебную практику. Цель анализа — оценить, как влияют меры административной и уголовной ответственности на доступность наркотических и психотропных препаратов, качество медицинской помощи. Заявленный результат — определить пути декриминализации оборота в медицинской и фармацевтической среде.

Еще три месяца до конца первого полугодия 2017 г. ведомства получили, чтобы разработать проекты новых федеральных законов, внести изменения в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» и КоАП РФ. Эти поправки должны четко разграничить пропаганду наркотиков и информирование медицинских и фармацевтических работников, повысить доступность информации о наркотических и психотропных препаратах для пациентов.

Удовлетворение потребности субъектов России в наркотических и психотропных лекарственных препаратах

Группа VI. Развитие паллиативной медицинской помощи и обучение медицинских работников

Еще по этой теме

Доступность наркотических средств и психотропных веществ для медицинских целей e.novapteca.ru/415773

Дорожная карта включает с 1 июня 2017 г. ежегодные доклады Госдуме и Совету Федерации (раздел 6.4 «Паллиативная помощь»). Это информация о результатах проверок медорганизаций и предложениях по развитию.

Минтруд и Минздрав обязали к концу первого полугодия 2017 г. разработать профстандарт «Врач по паллиативной медицинской помощи». Минздрав до конца 2016 г. усовершенствует образовательные модули по специальности «паллиативная медицина».

Эти модули ведомство включит в образовательные программы для организаторов здравоохранения, преподавателей, студентов клинических специальностей, слушателей факультетов дополнительного профессионального образования, медсестер и соцработников. Ведомство обязали до конца года сделать их доступными на портале дистанционного профессионального образования portal.egisz.rosminzdrav.ru. Пока по этому адресу портала дистанционного профобразования нет.

Этиловый спирт. Как формировать цену, отпускать и учитывать
№ 9, 2016
Спецодежда для сотрудников аптек. Ответы на 5 распространенных вопросов