ещё
свернуть
Все статьи номера
статья 22 из 58
Не прочитано
9
Сентябрь 2016года
УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА

Как исправить ошибки в «первичке»

Лариса КИСУРИНА, генеральный директор ООО «Аудит Компани Ларика»

Важное в статье

  1. Нельзя исправлять банковские и кассовые первичные документы и «первичку» контрагентов.
  2. Лица, подписавшие исходник, обязаны утвердить подписью исправленный вариант.
  3. В электронных документах предусмотрены реквизиты «Исправление №» и «Исправление Дата».
  4. Порядок внесения исправлений в универсальные передаточные документы определяет статус.

В бухгалтерской практике возможны ситуации, когда принятая к учету «первичка» содержит ошибку. Вносить в таких случаях исправления разрешает п. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Ошибки в банковских и кассовых документах

Ни при каких обстоятельствах не вносите исправления в банковскую и кассовую «первичку». Такое правило содержит п. 4.7 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У и п. 16 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

Чтобы исправить ошибку в назначении платежа в платежном требовании, придется писать контрагенту информационное письмо. В письме укажите правильное назначение платежа в платежном поручении и попросите направить вам письмо о согласии контрагента об изменении назначения платежа.

Затем направьте в обслуживающий банк письмо об изменении назначения платежа в платежном поручении. К письму приложите копию уведомления контрагента об изменении и письменное согласие контрагента принять это изменение. Отправить письмо в банк можно по электронной почте или курьером. Чтобы избежать недоразумений, согласуйте с представителями банка способ отправления письма.

Важно

Не исправляйте банковские и кассовые первичные документы

Ошибки в бумажных первичных документах

Правила исправления ошибок в «первичке» на бумажном носителе ищите в Законе о бухгалтерском учете и Положении о документообороте в бухгалтерском учете, которое утвердил приказ Минфина СССР от 29.07.1983 № 105. Не забудьте проставить дату исправления, собрать подписи лиц, составивших документ, указать фамилии или иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц. Такое требование содержит п. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

Алгоритм исправления ошибок в первичных документах, созданных вручную (кроме кассовых и банковских), содержат пп. 4.2 и 4.3 Положения. Зачеркните одной чертой неправильный текст и надпишите сверху правильные данные. Сделайте надпись «Исправлено» и проставьте дату исправления. Лица, подписавшие первоначальный вариант, обязаны подтвердить исправления подписью.

На заметку

Если вы обнаружили ошибку в «первичке» контрагента, то вы не вправе вносить исправления. Придется уведомить контрагента и попросить исправить.

Ошибки в электронных первичных документах

Сегодня предприятия применяют электронные товарные накладные (ТОРГ-12) и акты приемки-сдачи работ (услуг). Они утверждены приказом ФНС России от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@.

Аптека вправе самостоятельно решить, как исправлять «первичку» на бумажном носителе и в электронном виде. Главное — соблюсти требования Закона о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов по бухучету и правила документооборота. Такие требования содержат ч. 2–4 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденные приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н. Ориентируйтесь на Правила заполнения счета-фактуры, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Важно

Лица, подписавшие исходник, обязаны утвердить исправленный вариант подписями

С января 2016 г. действуют утвержденные 30.11.2015 приказы ФНС России: № ММВ-7-10/551@ «Об утверждении формата представления документа о передаче товаров при торговых операциях в электронной форме» и № ММВ-7-10/552@ «Об утверждении формата представления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме».

Приказы утвердили электронные бланки «первички», которые содержат реквизиты «Исправление №» и «Исправление Дата». Чтобы внести исправление, оформите новый вариант с указанием номера и даты исправления.

Еще по этой теме

Учетная политика малого предприятия e.novapteca.ru/424142

Ошибки в универсальном передаточном документе

Использовать универсальные передаточные документы рекомендовали налоговики в письме ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@. Если они совмещают в себе функции счета-фактуры и первичного передаточного документа, то им присваивают статус 1, только передаточного документа — статус 2. Статус обозначают галочкой в соответствующей графе. Порядок внесения исправлений определяет выбранный статус. Правила исправления содержит письмо ФНС России от 17.10.2014 № ММВ-20-15/86@. Если выбран статус 1, ошибки делятся на препятствующие и не препятствующие налоговикам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, стоимость, налоговую ставку и сумму НДС.

Если ошибки препятствуют определению показателей, применяйте порядок исправления, предусмотренный п. 7 Правил заполнения счетов-фактур. Правила ищите в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Оформите новый документ, укажите номер и дату исправления, сохраните достоверные реквизиты и измените ошибочные сведения. Подписать исправленный вариант обязаны те же лица, которые подписывали первоначальный.

Ошибки не препятствуют идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров. Они не мешают определить стоимость, налоговую ставку и сумму НДС. В таких случаях составьте новый документ, присвойте ему статус 2, даже если первоначальный имел статус 1. Сохраните достоверные реквизиты и измените ошибочные. Исправленный экземпляр не подписывают руководитель организации и главный бухгалтер, не регистрируют в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгах покупок и продаж.

Если вы вносите в документ со статусом 1 исправления, дополнительные к обязательным, действуйте как при исправлении ошибок, которые не препятствуют идентифицировать продавца, покупателя и др. Правила исправления ошибок в документах со статусом 2 содержит п. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Вы вправе использовать способы исправления документов со статусом 1.

Исправления путем оформления нового документа, хотя и не предусмотрены действующим законодательством, но возможны. Такой вывод содержит арбитражная практика. Об этом говорят постановление ФАС Московской области от 31.05.2011 № КА-А40/4937-11 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А64-3569/2012 (21.02.2013).

Проверьте свои знания по разделу «Закупки и продажи»
№ 9, 2016
Контрольные и проверочные закупки. К чему готовиться сотрудникам аптек