Закономерности формирования ассортиментного портфеля ОТС
Нами было проведено исследование, направленное на определение критериев и закономерностей формирования ассортиментного портфеля путем сопоставления результатов
Исследование проводилось по следующей методике:
1. Анализ и сегментирование всего ассортимента аптечных организаций.
2. Сравнительный
3. Сравнительный
4. Сравнительный
После всестороннего анализа полученного массива данных для исследования были использованы следующие границы:
- группа, А — около 50% (продаж, валового дохода), условно мы их назвали «генераторы потока» и «генераторы прибыли»
1-го ряда; - группа В — около 30% (продаж, валового дохода), обозначенная как «генераторы потока» и «генераторы прибыли»
2-го ряда; - группа С — около 20% (продаж, валового дохода).
Поскольку в группу, А входит относительно небольшое количество ассортиментных позиций, группа В рассматривается как важный для аптечной организации ассортимент, в первую очередь с точки зрения удовлетворения запросов потребителей.
По данной методике был проведен сравнительный анализ институциональных показателей трех аптечных организаций Москвы за календарный год (
Ассортимент исследуемых аптек насчитывал от 4394 до 9084 позиций, которые представлены ЛС, БАД, лечебной косметикой и другими ассортиментными группами (табл. 1).
Таблица 1
Ассортимент аптек в натуральных показателях
Ассортиментная группа | Ассортиментные позиции (уп.) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
OTC | 1333 | 30,34 | 1962 | 21,60 | 1975 | 22,12 |
Аптека 1 | Аптека 2 | Аптека 3 | ||||
Количество | % | Количество | % | Количество | % | |
Rx | 2076 | 47,25 | 3146 | 34,63 | 3352 | 37,54 |
Прочий ассортимент | 985 | 22,41 | 3976 | 43,77 | 3603 | 40,35 |
Всего | 4394 | 100 | 9084 | 100 | 8930 | 100 |
Группа ЛС — наибольшая во всех представленных аптеках, причем значительное количество принадлежит рецептурным препаратам (от 34,63 до 47,25%), безрецептурные ЛС — от 21,6 до 30,34%, доля позиций других ассортиментных групп варьирует от 22,41 до 43,77%.
Сравнительный анализ показал, что в объеме продаж аптечных организаций как в натуральных, так и в денежных показателях наибольшая доля приходится на лекарственные препараты (табл. 2).
Данные табл. 2 показывают, насколько различается объем продаж в натуральном выражении, а также разное соотношение в продажах ЛС и других ассортиментных групп. Причем в аптеке 1 с наименьшим товарооборотом реализуется наибольшее количество прочего ассортимента (115,99 тыс. уп.), а в аптеке 3 с самым большим объемом продаж в денежном выражении продается наименьшее количество нелекарственного ассортимента в натуральном выражении (72,08 тыс. уп.).
Таблица 2
Структура продаж аптечных организаций
Ассортиментная группа | Объем продаж | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Прочий ассортимент | 115,99 | 40,79 | 6,91 | 21,04 | 79,13 | 26,79 | 9,67 | 18,10 | 72, 08 | 21,76 | 8,46 | 11,89 |
Аптека 1 | Аптека 2 | Аптека 3 | ||||||||||
Тыс. уп. | % | Млн руб. | % | Тыс. уп. | % | Млн руб. | % | Тыс. уп. | % | Млн руб. | % | |
ЛС | 168,37 | 59,21 | 25,93 | 78,96 | 215,34 | 72,91 | 43,79 | 81,90 | 259,24 | 78,24 | 62,73 | 88,11 |
Всего | 284,37 | 100 | 32,84 | 100 | 295,35 | 100 | 53,47 | 100 | 331,31 | 100 | 71,2 | 100 |
В объеме продаж как в натуральных, так и в денежных показателях наибольшая доля приходится на лекарственные препараты
Как видно из таблицы, в натуральном выражении ЛС занимают от 59,21 до 78,24%, а в денежном — более 78,96%. Таким образом, несмотря на расширение в аптеках нелекарственного ассортимента (лечебная косметика, БАД
Для качественной характеристики было рассмотрено соотношение экономических показателей ассортимента аптечных организаций с учетом разделения ЛС на рецептурные (Rx) и безрецептурные, прочий ассортимент, а также рассчитана средняя цена ЛС (табл. 3).
Установлено, что во всех аптечных организациях преобладают продажи ОТС в натуральном выражении (34,92; 47,38 и 48,91%) от всего ассортимента, а наибольший объем продаж в денежном выражении приходится на рецептурные препараты, что соответствует сложившимся тенденциям на фармрынке. Рассмотрение товарооборота в денежном выражении показывает, что только в аптеке 1 несколько преобладают ОТС (39,55%). Это может быть связано с более высокой средней ценой в данной аптечной организации (130,7 руб.), которая также может влиять на более низкие продажи в натуральном выражении. Для оценки степени влияния уровня средней цены на продажи был рассчитан коэффициент корреляции, который равен -0,85 (сильная обратная связь), что подтверждает объективные экономические закономерности (закон спроса).
Таблица 3
Соотношение продаж Rx и ОТС
Аптечная организация | Единица измерения | ОТС | Rx | Прочий ассортимент | Всего | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Средняя цена, руб. | Показатель | Средняя цена, руб. | Показатель | |||
Аптека 1 | Млн руб. | 12,99 | 130,79 | 12,94 | 187,36 | 6,91 | 32,84 |
% | 39,55 | 39,40 | 21,04 | 100 | |||
Тыс. уп. | 99,31 | 69,06 | 115,99 | 284,36 | |||
% | 34,92 | 24,29 | 40,79 | 100 | |||
Аптека 2 | Млн руб. | 14,20 | 101,79 | 29,60 | 390,36 | 9,68 | 53,48 |
% | 26,56 | 55,34 | 18,10 | 100 | |||
Тыс. уп. | 139,53 | 75,82 | 79,14 | 294,49 | |||
% | 47,38 | 25,75 | 26,87 | 100 | |||
Аптека 3 | Млн руб. | 17,42 | 107,48 | 45,34 | 466,44 | 8,46 | 71,22 |
% | 24,46 | 63,66 | 11,88 | 100 | |||
Тыс. уп. | 162,04 | 97,20 | 72,08 | 331,32 | |||
% | 48,91 | 29,34 | 21,76 | 100 |
Аптекам 2 и 3 наибольший
Для первого варианта
Таблица 4
АВС-анализ OTC по показателю «продажи в натуральном выражении»
АО | Доля, % | Продажи, ед. | Доля продаж, % | ||
---|---|---|---|---|---|
Аптека 1 | Группа, А | 71 | 5,33 | 49 739 | 50,00 |
Группа В | 234 | 17,55 | 29 816 | 30,00 | |
Группа С | 1028 | 77,12 | 19 753 | 20,00 | |
Аптека 2 | Группа, А | 78 | 3,98 | 69 795 | 50,00 |
Группа В | 296 | 15,09 | 41 859 | 30,00 | |
Группа С | 1588 | 80,94 | 27 874 | 50,00 | |
Аптека 3 | Группа, А | 70 | 3,54 | 81 070 | 50,00 |
Группа В | 255 | 12,91 | 48 645 | 30,00 | |
Группа С | 1650 | 83,54 | 32 324 | 20,00 |
Во всех аптечных организациях 50,0% продаж в натуральном выражении дают от 3,54 до 5,33% (70–78 ед.) позиций безрецептурных препаратов, еще 30,0% продаж обеспечивают 12,91–17,55% наименований (234–255 ед.). В то же время 80% продаж аптек в упаковках ОТС обеспечивают 22,88, 19,07 и 16,45% позиций ассортимента соответственно. Таким образом, соотношение ассортимента
Перечень
Таблица 5
ТОП-10 ОТС группы, А по показателю «объем продаж в натуральном выражении»
№ п/п | Аптека 1 | Аптека 2 | Аптека 3 |
---|---|---|---|
1 | Уголь активированный | Уголь активированный | Уголь активированный |
2 | Цитрамон | Цитрамон | Цитрамон |
3 | Нафтизин | Нафтизин | Нафтизин |
4 | Кальция глюконат | Валидол | |
5 | Терафлю | Кальция глюконат | Анальгин |
6 | Валидол | Ацетилсалициловая кислота | Ацетилсалициловая кислота |
7 | Анальгин | Глицин | |
8 | Ацетилсалициловая кислота | Валидол | Корвалол |
9 | Анальгин | Перекись водорода | |
10 | Арбидол | Йод | Аскорбиновая кислота |
Всего | 71 | 78 | 70 |
Во всех аптеках высоким спросом пользуются одни и те же лекарственные препараты, причем существующие на фармацевтическом рынке не одно десятилетие, кроме
На следующей стадии был проведен
Таблица 6
АВС-анализ ОТС по показателю «товарооборот в денежном выражении»
АО | Количество ЛП, ед. | Доля ЛС, % | Товарооборот, млн руб. | Доля товарооборота, % | |
---|---|---|---|---|---|
Аптека 1 | Группа, А | 121 | 9,08 | 6,485 | 50,00 |
Группа В | 267 | 20,03 | 3,899 | 30,00 | |
Группа С | 945 | 70,89 | 2,606 | 20,00 | |
Аптека 2 | Группа, А | 161 | 8,21 | 7,098 | 50,00 |
Группа В | 365 | 18,60 | 4,261 | 30,00 | |
Группа С | 1436 | 73,19 | 2,843 | 20,00 | |
Аптека 3 | Группа, А | 144 | 7,29 | 8,714 | 50,00 |
Группа В | 329 | 16,66 | 5,223 | 30,00 | |
Группа С | 1502 | 76,05 | 3,480 | 20,00 |
Таблица 7
ТОП-10 ОТС группы, А по показателю «товарооборот в денежном выражении»
№ п/п | Аптека 1 | Аптека 2 | Аптека 3 |
---|---|---|---|
1 | Арбидол | Нурофен | Кагоцел |
2 | Нурофен | Кагоцел | Бактериофаг стафилококковый жидкий |
3 | Магне В6 | Бактериофаг стафилококковый жидкий | Эссенциале Форте H |
4 | Дифлюкан | Магне B6 | Экзодерил |
5 | Линекс | Редуксин | Арбидол |
6 | Кагоцел | Эссенциале Форте H | Линекс |
7 | Ксимелин | Экзодерил | Магне B6 |
8 | Эссенциале форте Н | Бифиформ | Терафлю |
9 | Терафлю | Терафлю | Терафлекс |
10 | Арбидол | Тантум Верде | |
Всего | 121 | 161 | 144 |
Группа, А по товарообороту в денежном выражении отличается как количественным составом — больше наименований ЛС, так и качественным — состоит из новых и широко рекламируемых ЛС. Как видно из представленных данных, для первых позиций ассортимент совпадает на 50% (приблизительно на 43% наименований, которые попали в группу, А всех аптек). Таким образом, по показателю «товарооборот в денежном выражении» ассортимент аптек отличается больше, чем в натуральных показателях.
У потребителей есть устойчивые предпочтения в выборе препаратов, которые не зависят от расположения аптеки и других условий
Важный экономический показатель для аптечных организаций — валовый доход, по которому также был проведен
Таблица 8
АВС-анализ по показателю «валовый доход»
АО | Количество ЛС, ед. | Доля ЛС, % | Валовый доход, млн руб. | Доля валового дохода, % | |
---|---|---|---|---|---|
Аптека 1 | Группа, А | 130 | 9,75 | 1,827 | 50,00 |
Группа В | 270 | 20,26 | 1,095 | 30,00 | |
Группа С | 933 | 69,99 | 0,731 | 20,00 | |
Аптека 2 | Группа, А | 185 | 9,43 | 1,235 | 50,00 |
Группа В | 382 | 19,47 | 0,741 | 30,00 | |
Группа С | 1 395 | 71,10 | 0, 495 | 20,00 | |
Аптека 3 | Группа, А | 165 | 8,35 | 1,919 | 50,00 |
Группа В | 348 | 17,62 | 1,152 | 30,00 | |
Группа С | 1 462 | 74,03 | 0,766 | 20,00 |
Установлено, что 50,0% валового дохода приносят продажи от 8,35 до 9,75% позиций ассортимента, что составляет от 130 до 185 наименований ОТС. Рассчитано, что 80% валового дохода приходится на 30,01; 28,9 и 25,97% позиций ОТС, что в натуральном выражении соответствует 400, 567 и 513 ед. При установлении соотношения групп, А и В получилось следующее: 160± к 333± или 1: 2,1; соотношение групп, А: В: С выглядит как: 1: 2,1: 7,9, отношение АВ: С — 1: 2,6.
При сравнении всех полученных соотношений в результате
Если сравнивать данные трех аптек по показателям «товарооборот в денежном выражении» и «валовый доход», то аптека 1 имеет лучшие показатели,
Таблица 9
ТОП-10 ОТС группы, А по показателю «валовый доход»
№ п/п | Аптека 1 | Аптека 2 | Аптека 3 |
---|---|---|---|
1 | Арбидол | Терафлю | Кагоцел |
2 | Нурофен | Нурофен | Терафлю |
3 | Магне В6 | Кагоцел | Арбидол |
4 | Линекс | Тизин Ксило | Линекс |
5 | Дифлюкан | Мукалтин | Нафтизин |
6 | Терафлю | Бактериофаг стафилококковый жидкий | Тантум Верде |
7 | Эссенциале форте Н | Пенталгин | Бактериофаг стафилококковый жидкий |
8 | Ксимелин | Йод | Мирамистин |
9 | Пенталгин | Бифиформ | Бифиформ |
10 | Вобэнзим | Арбидол | Канефрон Н |
Всего | 130 | 185 | 165 |
В результате проведенного исследования установлено качественное и количественное соотношение аптечного ассортимента аптек Москвы и показано влияние ценовых факторов на потребительский спрос. На основе сравнительного