ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2021года
АПТЕЧНЫЙ АССОРТИМЕНТ

Обзор аптечных продаж венотонизирующих средств

Венотоническая терапия совместно с компрессией вен считается основным направлением в консервативном лечении хронических венозных патологий. Венотоники, или флебопротекторы, составляют обширную группу средств, которые влияют на тонус венозной стенки и проницаемость сосудов. Кроме того, эти препараты купируют воспалительный процесс. Врачи назначают венотонизирующие средства с учетом степени тяжести заболевания, преобладающих жалоб и симптомов, сопутствующих патологий и индивидуальной переносимости.

Как ведут себя продажи венотоников

Спрос на венотоники в последнее время демонстрирует отрицательную динамику, если оценивать реализацию через количество проданных упаковок. Однако в денежном выражении продажи год от года растут. По итогам первого полугодия 2021 года, аптеки реализовали 28,7 млн упаковок венотонизирующих средств (-2,4 процента к шести месяцам 2020 года). Их суммарная стоимость приблизилась к 14 млрд рублей (7,9 процента). Средневзвешенная розничная цена одной упаковки венопротектора в аптеках составляет 487 рублей с учетом НДС (рис. 1).

Рис. 1. Динамика объема продаж венотонизирующих средств, 1 полугодие 2017–2021

Эту группу средств по большей мере представляют отечественные средства: 122 бренда относятся к российским, 66 брендов — к импортным. Отечественные средства дают 32,3 процента стоимостного объема продаж и 48 процентов натурального.
Венотоники представлены на рынке в многообразии лекарственных форм выпуска: как для перорального приема, так и для наружного применения. Наибольшим спросом пользуются таблетки, чья доля составляет 61,4 процента в рублях, и гели (25 процентов).

Какие препараты захватили лидерство

Ведущими марками среди тех, кто выпускает венотоники в форме таблеток, эксперты назвали «Детралекс» и «Венарус» с долями 45,5 и 20,3 процента в рублях соответственно. Бренды «Троксевазин» и «Лиотон» стали лидерами в категории «гели для наружного применения» (40,7 процента и 19,7 процента).
Фармпроизводители регистрируют продукты, которые оказывают тонизирующее действие на стенки сосудов, не только как лекарственные препараты, но и как добавки к пище или косметические средства. Основной объем в группе составляют лекарственные средства (более 90 процентов и в рублях, и в упаковках). Самая широкая линейка продуктов у косметики — 99 брендов (рис. 2).

Рисунок 2. Структура продаж венотонизирующих средств по типу товара, 1 полугодие 2021 года



У препаратов-венотоников на российском рынке эксперты насчитали 61 бренд, у биодобавок — 38. Препараты — лидеры продаж эксперты DSM Group собрали в таблицу для вашего удобства.
Лидер на рынке веноактивных препаратов — бренд «Детралекс» с долей 30 процентов в рублях. Этот оригинальный препарат, который снижает проницаемость капилляров, выпускает компания Servier. Относительно первого полугодия прошлого года спрос на венопротекторное средство увеличился на 2,2 процента. Всего в линейке семь торговых позиций в двух лекарственных формах: таблетках, покрытых пленочной оболочкой, и суспензиях для приема внутрь. Наибольшим успехом на рынке флеботоников у этой марки пользуется «Детралекс тб п/п/о 1000 мг № 30», который обойдется покупателю в 1504 рубля за упаковку. В тройку лидеров вошли препарат «Венарус» российской компании «Биннофарм Групп» с долей 13 процентов и «Троксевазин» от израильской корпорации Teva (12,9 процента).

Что из биодобавок и косметики выбирают покупатели

Первое место в рейтинге ключевых БАД, компоненты которых способствуют повышению венозного тонуса, занимает марка Solgar с долей 68 процентов в рублях. Особенно популярен продукт «Solgar Эстер-С плюс витамин С». Он содержит рутин — флавоноид, который повышает венозный тонус. За год продажи данной позиции в аптеках выросли на 16,3 процента в рублях. Торговое наименование выпускается в капсулах по 500 мг с объемами упаковки «№ 50» и «№ 100».
На второй строчке расположилась марка «Канталин Микро» производства Medochemie (18,9 процента). На третьем месте — Bioterra от компании «Биотерра» (2,5 процента). Обе добавки содержат диосмин и гесперидин.
Среди косметических средств самым востребованным флеботоником, по итогам первых шести месяцев 2021 года, стала отечественная марка «Лошадиная Сила» (доля 20,5 процента в рублях). Российская компания выпускает под этим брендом тонизирующий гель для вен с конским каштаном и экстрактом пиявки, который служит вспомогательным средством в комплексном лечении варикоза. Объемом упаковки 500 мл. В среднем аптеки отпускают тонизирующий гель по цене 829 рублей за упаковку. При сравнении с первым полугодием прошлого года реализация этого продукта выросла на 8,6 процента в стоимостном выражении.
Заметную долю в сегменте косметики занимают венопротекторные средства из линеек «Софья» от «Фора-Фарм» и «911 Ваша Служба Спасения» от компании «ТВИНС Тэк». Их доли 19,5 процента и 14,9 процента соответственно.