ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2017года
УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА

Когда закон защищает права покупателя аптеки

Николай ГУБИН, начальник отдела защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» Роспотребнадзора

Если информация неполная

Николай ГУБИН, начальник отдела защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» Роспотребнадзора

Покупатель пришел в аптеку за безрецептурным лекарственным препаратом. Фармацевт молча продал лекарство. В результате приема лекарства у потребителя открылась язва желудка. В этой ситуации работник аптеки оказывается под ударом. Закон «О защите прав потребителей» в ст. 10 и ст. 12 обязывает первостольника информировать покупателя о потребительских свойствах лекарственных препаратов, которые способны навредить здоровью.

Однако п. 3 ст. 10 Закона № 2300–1 выступает на стороне продавца. Он разрешает доводить информацию до сведения потребителей в технической документации. Причем речь идет не только об инструкции по применению. Закон учитывает информацию на этикетках, данные маркировки или другие способы.

РекомендацияСкрытьЕсли в инструкции к препарату противопоказания указаны — требование ст. 10 и ст. 12 выполнено. Чтобы избежать претензий от потребителей, первостольнику важно убедиться, что инструкция по применению лежит в потребительской упаковке. Фармацевту лучше указать покупателю на информацию о способе применения, условиях хранения и срок годности. Эти данные содержат этикетка или текст на упаковке.

Если препарат некачественный

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» обязывает аптеку возместить вред покупателю, если его нанес препарат, который аптека:

Потребитель также вправе обратиться с претензией к производителю лекарственного препарата. Такое право потребителю дает ст. 69 Закона № 61-ФЗ. Производитель обязан возместить ущерб, если изготовленный им препарат нанес вред здоровью. Но для этого потребителю придется доказать, что:ПереченьСкрыть

  • принимал лекарство по показаниям и по инструкции по применению;
  • причиной вреда стал недоброкачественный препарат;
  • инструкция по применению содержит недостоверную информацию.

Если прошел срок годности

Потребитель вправе требовать возмещения вреда здоровью, если он принимал лекарственный препарат или использовал другие фармацевтические товары в течение срока годности.

Аптека обязана возместить потребителю вред независимо от времени его причинения, если:

  • производитель не установил на фармацевтический товар срок службы или срок годности;
  • потребитель не получил полную и достоверную информация о сроке службы или годности;
  • фармацевт не проинформировал потребителя о том, что делать с просроченным товаром;
  • фармацевт не разъяснил последствия применения просроченного товара;
  • товар по истечении сроков годности или службы опасен для жизни и здоровья.

Если не предложили дешевые аналоги

Покупатель вправе вернуть товар, если ему не сообщили о наличии в аптеке более дешевого аналога

Покупатель вправе вернуть товар, если ему продали дорогой препарат, хотя ассортимент аптеки включает дешевые аналоги. Статья 74 Закона № 323-ФЗ обязывает сотрудников аптеки начинать фармконсультирование с более дешевых препаратов. Фармработники должны предоставлять достоверную и полную информацию о наличии лекарственных препаратов, в т. ч. с одинаковым МНН. Фармацевты также не вправе скрывать сведения о лекарствах и медицинских изделиях из дешевых ценовых сегментов.

Напомним, что покупатель, при нарушении его прав, может также потребовать возмещения морального вреда. Если будет доказана правомерность такого требования, аптека оплатит не только понесенные потребителем убытки, но и его страдания. Потребители считают, что если они переплатили за препарат, то понесли моральный ущерб. И хотя суды не всегда встают на сторону покупателей, аптека потратит время и деньги на судебное разбирательство.

ПримерСкрытьПример. Покупатель потребовал возместить моральный вред за продажу дорогого препарата. Суд встал на сторону аптеки.

Гражданин Д. приобрел в аптеке лекарственный препарат. Но вскоре узнал, что в день продажи товара у продавца были препараты с аналогичным названием других производителей и по более низкой цене. Д. обратился в суд с иском к аптеке о компенсации морального вреда. По словам Д., нравственные страдания лишили его психического благополучия в день приобретения товара.

Однако суд установил, что согласно товарно-транспортным накладным и прайс-листу дешевые аналоги поступили в аптеку уже после приобретения Д. препарата. Значит, истцу продали препарат с самой низкой ценой.

Суд пришел к выводу, что фармацевт не нарушал требование закона, предоставил достоверную и полную информацию о цене товара и его аналогах. Кроме того, непосредственно при покупке лекарственного средства претензий у Д. по стоимости товара не возникло. Он согласился с ценой, названной ему продавцом, и уплатил ее. Суд не увидел оснований, чтобы удовлетворить требование истца.

Если правильно составил претензию

Чтобы получить возмещение, потребитель приносит в аптеку или присылает почтой заявление в двух экземплярах. К заявлению нужно приложить копию кассового или товарного чека, иного платежного документа. Если чек не сохранился, то покупателю нельзя отказать в удовлетворении требований (п. 1 ст. 25 Закона № 2300–1).

Если чек не сохранился, то покупателю нельзя отказать в удовлетворении требований

Если потребитель захочет получить с аптеки стоимость лечения или компенсацию морального вреда, он должен:

  • приложить к заявлению копии документов, подтверждающих факт обращения за медицинской помощью из-за приема лекарственного средства.
  • прописать в заявлении дополнительные требования о возмещении расходов на медицинские препараты, моральный вред и т. д.

Если аптека не удовлетворит требования покупателя в течение 10 дней, ст. 22 Закона № 2300–1 разрешает ему:

  • обратиться с исковым заявлением в суд;
  • пожаловаться в территориальный орган Роспотребнадзора.

После жалобы в Роспотребнадзор в аптеку нагрянет внеплановая проверка.

 
Звезда
за правильный ответ
Неправильно
Правильно!
В какой срок аптека обязана удовлетворить требование покупателя возместить вред от употребления некачественного препарата?
Правильный ответ: А. Аптека обязана удовлетворить требование покупателя в течение 10 дней.
А. 10 дней.
Б. 5 дней.